Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

Псих_Школьная травля

 

 

ШКОЛЬНАЯ ТРАВЛЯ

Практически в любом классе, в любой детской или подростковой группе встречаются дети, которых не принимают сверстники. 

Кто они дети-изгои? И что такое школьная травля?

Психологические особенности детей, участвующих в школьной травле

Что же такое школьная травля? Школьная травля – ущемление, не носящее характера самозащиты, длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который уступает им (по физическим или психологическим качествам), и не способно защитить себя.

Виды школьной травли

 

Вербальная (словесная) – насмешки, присвоение кличек,  бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, и др.

Социальное исключение – бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения (отказываются играть, сидеть за одной партой, просто не обращают внимания, и др).

 

Физическое насилие – избиение, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники,  порча и отнимание вещей.

Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы, изоляция (преднамеренное исключение из онлайн-группы, аутинг (публичное разглашение личной информации), троллинг (подшучивание), кетфишинг (подделывание страницы пользователя).

Причины школьной травли

Внешние:

·        ситуация взаимодействия

·        поведение взрослых (родители, учителя)

·        особенности одноклассников

Внутренние:

·        личностные особенности самих детей, включенных в ситуацию травли

Биологические факторы

1.     Нейрофизиологические особенности, отклонения в развитии и функционировании нервной системы.

Отсюда следует:

·        Высокая раздражительность

·        Эмоциональная неустойчивость

·        Неконтролируемая вспыльчивость

Психологические факторы

·        Значимые взрослые (семейная обстановка)

·        Индивидуальные особенности ребенка (желание самоутвердиться)

·        Особенности межличностных отношений между людьми. Препятствие на пути (отказ от дружбы            чувство враждебности)

·        Социальное научение (освоение моделей поведения: телепередачи, фильмы)

·        Низкая школьная мотивация (бездеятельность ребенка в школе, вне школы приводит к поиску новых острых впечатлений)

 

Принято считать, что в ситуациях психологического насилия страдает тот, кто ему подвергается. На самом деле травля разрушительно влияет на всех: на жертву, на обидчика, на окружающих.

 

Действующие лица школьной травли

 Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть:

·        Зачинщики

·        Жертвы

·        Преследователи (основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю)

·        Нейтральные наблюдатели

·        Защитники жертвы

Психологические особенности действующих лиц

Зачинщики

1.     Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе

2.     Агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву

3.     Дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания

4.     Дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобное является результатом семейного воспитания)

5.     Эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других

6.     Максималисты, не желающие идти на компромиссы (особенно в подростковом возрасте)

Зачинщиков отмечает следующее:

·        Высокая  самооценка и высокий уровень притязаний

·        Стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания

·        Стремление самоутвердиться

Преследователи

Если зачинщиками травли становятся несколько человек, то все остальные – преследователи. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут вещи, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его.

1.     Не самостоятельны, легко поддаются влиянию окружающих, безынициативны

2.     Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил)

3.     Не склонны признавать свою вину, ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других)

4.     Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого, Не склонны задумываться в последствиях своего поведения (в беседах часто говорят:  «Я и не подумал об этом!»).

5.     Неуверены в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса

6.     Трусливы и озлоблены

Жертвы

В жертве всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные.

Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами:

1.     Необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие, полнота, и др.)

2.     Страдающий энурезом или энкопрезом

3.     Тихий и слабый, не умеющий за себя постоять

4.     Неопрятно одетый

5.     Часто пропускающий занятия

6.     Неуспешный в учебе

7.     Слишком опекаемый родителями

8.     Не умеющий общаться

 

Жертв отмечает следующее:

 

·        Отвергаемые дети могут отличаться как невысокой  самооценкой и низким уровнем притязаний, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний. Оценивают себя неадекватно высоко по тем параметрам, по которым они очевидно менее успешны, нежели их одноклассники. При этом предполагают, что окружающие их недооценивают (родители и учителя считают их менее успешными в учебе или имеющими меньше друзей, чем на самом деле).

 Кого не любят: портретная галерея

Типы  отвергаемых  детей:

 


«Любимчик» (не любят сверстники тех детей, которых выделяют и ставят всегда в пример).

 


«Прилипала» (ребенок до школы был домашним, не имел опыта общения в коллективе, и не умел общаться со сверстниками. И чтобы привлечь к себе внимание, он либо хватает вещи, обнимает детей, то есть любым способом ребенок пытается привлечь внимание (заглядывает в глаза, трогает руку, не важно, заняты вы или нет - ответ должен быть мгновенным для него)

 


«Шут» или «козел отпущения» - это категория детей,  старающихся привлечь свое внимание любой ценой. Это могут быть выкрики с места, нарочно что-то ронять, падать, чего-нибудь надевать задом-наперед. Зачастую таких детей обвиняют во всех бедах класса, и сваливают на них все чужие проделки.  Ребенок, избравший такую тактику поведения, как бы предупреждает нападки окружающих. Его перестают воспринимать всерьез, и поэтому особо не обижают. Самое опасное в выбранной тактике то, что изжить однажды сложившуюся репутацию «шута» практически невозможно.

«Озлобленные» - есть дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, как будто мстят окружающим за свои неудачи.

«Непопулярные» - такой ребенок не умеет инициировать, застенчив, не знает, как привлечь внимание одноклассников, поэтому его не замечают, с ним никто не играет.  Нередко это бывает, когда ребенок пришел в уже сложившийся коллектив или часто пропускает школу. К такому ребенку никто не бросится радостно при встрече после каникул, никто не заметит, что его нет в классе. Это ранит не меньше, чем травля.

«Агрессоры» - чаще всего агрессивный ребенок становится инициатором групповой травли или издевается над жертвой при попустительстве окружающих. В противном случае агрессивный ребенок будет  пассивно отвергаться сверстниками, так как может за себя постоять, но не умеет сотрудничать.

Агрессор-нападающий – ребенок всегда испытывает трудности в общении с семьей и другими детьми. Он изначально отличается большей вспыльчивостью. Непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Ему свойственна самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Агрессивными часто бывают дети, наделенными лидерскими качествами, бунтующие против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле.

Эмоциональная неудовлетворенность (проблемы в семье, неудачи в учебе) заставляет детей искать «утешение» в причинении боли другим – они мучают животных, издеваются над детьми, оскорбляют словесно и действием. И тем самым обретают внутреннее равновесие. Жертвами таких детей становятся те из сверстников, кто явно слабее их, не умеет за себя постоять. Иногда встретив серьезный отпор со стороны намеченной жертвы, агрессор может отступить. Однако часто находятся последователи-подпевалы, которые таким образом стремятся оградить себя от их агрессии или пытаются избавиться от одиночества. Серьезные отставания в учебе также может быть следствием, так и причиной агрессивности.

Отвергаемый агрессор -  такой ребенок не умеет отстаивать интересы в споре, не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, ругается, требует, хитрит, плачет, отнимает спорную вещь. Он не умеет проигрывать, злится,  обижается, отказывается от игры, неудачи надолго выбивают его «из колеи». Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. Ребенок, испытывающий напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен.  Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом  бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. И таким способом поведения он вызывает агрессию со стороны окружающих.

С агрессией детей необходимо бороться, направляя энергию в мирное , полезное русло. Замечательный чешский психолог Зденек сказал: « Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей».

 Таким детям необходимо предоставлять больше возможностей для разрядки накопившейся энергии – пусть играют, как хотят, отдыхают в движении. Можно рекомендовать занятия  в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях, организовывать тематические прогулки.

«Ябеды» - жалобщиков не любят ни взрослые, ни дети. Ребенок, решивший пожаловаться, рискует вдвойне: получить пренебрежительный или резкий ответ, и быть отвергнутым за свою жалобу. Самая частая реакция взрослых на детские жалобы – досада или негодование. Сверстники считают ябед нытиками, слабаками, доносчиками, им не доверяют, не берут в общие игры. С жалобщиками стараются не связываться, - угрожая взрослым что-то о проделках жертвы, ябеда получает над ней власть, которой охотно пользуется.

Ябеда-жертва. Чаще всего – это отвергаемый сверстниками ребенок. Вопрос в том, стал ли он изгоем из-за своей любви жаловаться или ябедой из-за того, что его отвергли сверстники? Основные причины, побуждающие ребенка жаловаться:

·        Отчаяние.

 Когда ребенок сталкивается с ситуацией непонятной, опасной – он идет к взрослому за помощью, с ним делится информацией о происходящем. Если  его или кого-то еще обижают, угрожают расправой, затягивают в какое-то нехорошее дело, - ребенок идет за советом, помощью. Защитой. Взрослый для ребенка – последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам. Обычно с возрастом таких ситуаций становится меньше, жалобы сходят на нет. Однако, во многом зависит от степени самостоятельности ребенка. Иногда возможность пожаловаться становится для отвергаемого ребенка единственной защитой от происходящего.

·        Месть.

Ребенок с завышенной самооценкой, неадекватно высоким уровнем притязаний, амбициозный и стремящийся к лидерству (но не умеющий сотрудничать со сверстниками), к которому родители предъявляют очень жесткие требования и которого часто наказывают за неуспеваемость, будет жаловаться из желания самоутвердиться, из зависти. Также ябедничество может использоваться, как шантаж, с целью заставить сверстника подчиниться. Этому очень удобному и распространенному способу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: «Вот скажу папе, или маме, тогда ты лишишься того-то или чего-то…»

 


Нередко ябедничество для ребенка становится способом самоутверждения. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, который он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Таким способом ребенок стремится привлечь внимание взрослого, и заставить сверстников считаться с собой.

Что делать, если ребенка отвергают?

 


В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как ведет себя ребенок в классе после уроков, или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем он общается, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, социальному педагогу.

Симптомы отвержения:

- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

- возвращается из школы подавленным;

- часто плачет без очевидной причины;

- никогда не упоминает никого из одноклассников;

- очень мало говорит о школьной жизни;

- не знает, кому нужно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;

- ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;

- одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

 

 Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе

 



1.     Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

2.     Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки из 5»Б».

3.      Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающим схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации.

4.      Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники,  совместные выходы в театры, кино, на природу.

5.     Необходимо способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.

6.     Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя, социального педагога, психолога.

7.      Не спешите бросаться защищать ребенка в любой  конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

 

Профилактика

Для предотвращения травли в классе необходимо начинать воспитательную работу:

1.     Совместный просмотр фильмов, таких, как «Чучело», «Частное пионерское» и др. с дальнейшим обсуждением.

2.     Чтение и обсуждение историй, в которых звучит тема отвержения «День рождения инфанты» О. Уайлда, повести Ю. Яковлева, В.П.Крапивина, В.К. Железникова

3.     Матейчик З. Родители дети. 1992.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"